Мальчик уже в четвертый раз пробирался через гущу зарослей к пещере. Он затаился за раскидистым кустом, выжидая подходящего момента. Прыжок, и вот он уже держит Тигра за гриву и кричит ему в ухо:
- Ну, расскажи, ну, пожалуйста!
Мальчик заливисто смеется, держась за спутанную от недолгого сна шерсть зверя. Животное чуть ли не в два раза больше, но храбрец ничуть не обеспокоен. Это его старый друг. Какая разница, какого он роста. Ведь не по росту же друзей выбирают.
- Сдавайся! – кричал мальчишка. - Ты обещал, что, если я тебя поймаю, то ты расскажешь мне историю.
- Не слишком ли много ты хочешь, - отвечал, зевая Тигр, - и неужели ты так уверен, что поймал меня?
Сказав это, Тигр легко скинул мальчика в мягкую траву и положил на его живот переднюю лапу в победном жесте.
- Так не честно! Ты ведь растешь быстрее, чем я, - начал спорить мальчуган, - вон как вымахал за какие-то 2 года! Я тоже потом вырасту и буду на тебя лапы складывать!
- Помечтай! – весело огрызнулся зверь и сел рядом со своим другом, убрав от него лапу, - к тому же у вас это называется – руки.
Тигр и мальчик росли вместе, но вырос почему-то только зверь. Мальчик же подрос совсем чуть-чуть, и со временем Тигру пришлось контролировать свои силы, когда они начинали гоняться друг за другом и барахтаться на траве. Раньше они были практически одного роста. Теперь он мог задавить друга. Однажды он чуть не сломал ему руку, когда слишком сильно толкнул его во время бега. Но, хвала природе, мальчик на это совсем не обиделся. Его больше расстраивало то, что они так по-разному взрослеют. Их ведь все называли братьями, по крайней мере в племени Тигра. А браться обычно похожи не только своим поведением. И почему-то Тигр всегда знал разные интересные истории.
читать дальшеЛюди таких не рассказывали. Они вообще были неразговорчивы. Звери – это совсем другое дело. Именно они подарили людям язык, научили общаться, одеваться, искать воду и еду, строить себе жильё. Люди были как детёныши. Им все приходилось показывать по нескольку раз, чтобы они, наконец, поняли то, чего от них хотят. А потом они почему-то даже не говорили «спасибо». Только людям свойственна гордыня. Животные её презирают.
Может, поэтому мальчику было так легко с Тигром. Он был мудрым и справедливым. Он знал всё-всё о мире, излазил все потайные уголки на острове, знал язык птиц и рыб, хотя люди их никогда не понимали. И когда он успевал всё это запоминать, ведь они с мальчиком столько времени проводили вместе?
Беда была в том, что у людей своих легенд не было. Они не знали, откуда появилось солнце и луна, кто первым добыл огонь, и почему небо ночью озаряется множеством светящихся точек. Их не интересовали такие вопросы. Всё, что им нужно было, - это охота, укрепление жилища и танцы у костра, а что не относилось к этим категориям, они считали ненужным. Если кто-нибудь из животных решался поговорить с ними по душам, люди объявляли его опасным и начинали на него охоту. Поэтому все умные звери попрятались далеко в джунглях, и чтобы поговорить с ними, нужно было заслужить их доверие.
Мальчику повезло. Он случайно столкнулся с тигром, когда убежал играть в лесную чащу. Родители не смотрели за ним, потому что, когда у людей рождались дети, всё племя должно было их воспитывать, а не отдельно взятая пара. Поэтому не было смысла взывать к материнским инстинктам. Более того, как только ребенок начинал ходить, соплеменники все меньше и меньше приглядывали за ним. Поэтому, когда мальчику исполнилось четыре года, ничего не помешало ему безнаказанно пробраться в джунгли.
Огромные яркие цветы и пышные раскидистые деревья, которые нельзя было увидеть на территории племени, бередили воображение мальчишки, пока он углублялся в лес. Вряд ли он в таком юном возрасте задумывался об опасностях, которые могли его ждать на пути. Люди не успели ещё напугать его своими рассказами об опасных лесных хищниках. Это уже потом он узнал, что звери никогда не нападали первыми. Зачем учителям покушаться на своих учеников? Разве будет старший нападать на младшего без какой-нибудь веской причины?
Конечно, были и такие животные, которые подобным правилам не подчинялись. Их нарекали безумцами, и собирался совет, чтобы решить, что с ними делать. Что там решалось, и кто был главным, тигр не рассказывал, хотя мальчик очень просил.
Но теперь настало время говорить о добре и зле.
Малыш уже в четвертый раз пробирался к зверю через заросли, чтобы задать один единственный вопрос.
- Ты обещал рассказать мне, откуда у тебя полоски, - не унимался мальчик.
И Тигр сдался. Хотя бы потому, что теперь его друг достаточно вырос, чтобы понять такие простые истины, о которых зверь собирается ему поведать.
-Всё очень просто, мой друг. Все Тигры рождаются с одинаковым количеством полос – рыжих и черных, но со временем их количество может меняться. Черные полоски отвечают за плохие поступки, а рыжие – за хорошие. В зависимости от того, какие поступки мы совершаем чаще, такого цвета и будут наши шкуры. В мире есть баланс. Хорошего без плохого не бывает, поэтому изначально полос на нашем теле поровну. Равновесие должно соблюдаться всегда, - Тигр помедлил немного, а затем продолжил. -Послушай, тебе ведь уже пытались объяснить, чем отличаются добрые дела от плохих?
- Нет, мной почти не занимались в племени, но я знаю, что некоторые вещи делать нельзя. По крайней мере, уж точно нельзя злить охотников и мешать женщинам.
Это повеселило Тигра, лишний раз доказав ему, какой всё-таки маленький, но смышленый его друг. И он сказал:
- О, мальчик, это меньшее из зол.
- А что тогда большее?
- Убийство, - ответил Тигр пододвигаясь всё ближе в мальчику. Он хотел, чтобы с этого момента человек слушал его внимательнее.
- Что это такое?
- Это, когда что-то отнимает жизнь у живого существа.
- Кто-то кроме Хозяина? – спросил мальчик, удивившись. Про Хозяина он знал уже достаточно. Тигр рассказывал ему об этом дней десять, но всё равно, по его словам, не успел рассказать всего. Главное, что понял малыш, Хозяин создал всё вокруг и дал жизнь людям и животным.
- Именно. Хозяин забирает нас всегда в определенное время. Он отмеряет на своих весах, кому сколько положено лун, в зависимости от того, как мы проводим свою жизнь, полезны ли мы. Но есть такие звери и люди, которые не обращают внимания на его замыслы и забирают чужие жизни раньше. Это – самое плохое в мире.
- От этого животные чернеют?
- Не только животные, люди тоже. Но люди чернеют изнутри. Не знаю, почему хозяин решил, что только мы можем менять цвет шкуры, - сказал Тигр и задумался. Он никак не мог это объяснить это решение Хозяина. Ведь если бы люди тоже меняли цвет, всё было бы намного проще. Тогда бы звери понимали, кто убивает ради пищи, а кто – из удовольствия.
- Думаю, это потому что звери честнее людей, - ответил мальчик, прервав тем самым размышления своего друга. - Из-за этого ваши намерения отражаются снаружи, чтобы все вокруг это видели.
Это было хорошей версией, и Тигр лишний раз убедился в том, что выбрал себе отличного приятеля.
- Спасибо, малыш, - отозвался он, - я ценю это.
- Я видел таких зверей, - продолжал мальчик после недолгой паузы., - полностью покрытых черной шерстью.
- Никогда не приближайся к ним. Они могут убить тебя. Но хуже всего то, что они могут обмануть тебя, запутать твои мысли, навязать своё мнение. Это может испортить тебя, окрасить изнутри.
- То есть с пантерами разговаривать нельзя?
- Ни в коем случае! – зарычал Тигр. - Они прокляты изначально! Именно они первыми начали убивать, поэтому они рождаются черными.
Говоря об этих животных, он даже весь как-то напрягся, оскалился. Было видно, что особой любви к пантерам он не испытывает.
- А львы? – продолжал мальчик.
Тигр смягчился и ответил:
- О, львы добрейшие существа! Ни разу их род не нарушил правила, поэтому они всегда рождаются без единого черного пятнышка. С ними можно говорить бесконечно, они умны, добры и всегда готовы помочь человеку или своему собрату.
- Но ведь ты тоже добрый. Почему же ты полосатый?
- В моем племени были разные звери. Одни принимали правильные решения, другие – нет. Были настоящие герои, которые помогали львам управлять джунглями, давали дельные советы, обучали людей. Но были и нетерпеливые. Дело в том, что Тигры всегда были чуть умнее остальных животных и в разы умнее людей. Замысел Хозяина был в том, чтобы передавать эти знания всем вокруг. Но не все мои братья могли жить в темноте неведения. Им хотелось, чтобы их понимали без объяснений, чтобы им не пришлось затрачивать столько сил, чтобы просто облечь в слова свои мысли. Такие звери не выдерживали. Им казалось, что мир несправедлив к ним; что Хозяин специально мучает их, заставляя терпеть невежество. Не знаю, вложил ли он в их души недостаточно терпения и понимания, или они сами принимали такие решения, но точно мне известно, что шерсть таких животных начинала меняться на глазах. А после первого убийства они облачались в угольно-черные шкуры. С нами такие больше не жили. Они уходили в горы лелеять свои черные души. Каждый, кто попадался им на пути, умирал.
- Разве вы не пытались остановить их?
- Конечно, пытались. Но мы могли вмешаться только до первой крови. Потом уже было бесполезно. Не могли же мы убить их.
- Почему нет? Вы бы тогда вернули равновесие, - наивно предложил малыш.
- Нет, - ответил Тигр, качая головой и ложась опять рядом со своим другом. - Запомни, мальчик. Смерть ведет за собой только смерть. Мы не нарушаем правил. Если наши несчастные братья достаточно умны, чтобы понять, что они поступили плохо, они будут жить затворниками, и больше никого не обидят. Тогда Хозяин простит их, заберет к себе, и равновесие вернется.
- А если они не поймут?
- Когда Хозяин видит, что черный зверь больше не может вернуть свою душу на путь добра, он даёт нам героя.
- И герой убивает злодея? – спросил мальчик, искренне полагая, что это так.
- Да о чем ты говоришь? – возмутился Тигр. - Герои никого не убивают. Они помогают тем, кто в этом нуждается, и тем самым заслуживают любовь и уважение всех зверей.
- И всё? Любовь и уважение?
- О, малыш, это очень важно. Гораздо лучше прожить с легким сердцем и умереть с почетом, чем с тяжелым камнем на душе от совершенных преступлений. Разве это жизнь?
- Тогда я тоже хочу быть героем! – воскликнул мальчик.
- Великая истина в том, что у всех есть выбор. Героями или злодеями не рождаются. Очень редко Хозяин может повлиять на это. Всё остальное – в твоем сердце.
- Я обещаю, что не почернею.
- Я верю в это, - ответил Тигр, радуясь, что смог донести правильно свои слова. - А теперь иди. Уже слишком поздно, тебе пора к своему племени.
Тигр поднялся с земли, мальчик встал следом за ним. Он чувствовал, что сегодня друг рассказал ему что-то очень важное. Это отличалось от тех историй о бабочках, деревьях и создании природы. Эта история была о том, что внутри, а не о том, что снаружи. Он хотел понять её и запомнить. Но любопытство пересилило мудрое молчание, и он сказал:
- А завтра ты мне что-нибудь расскажешь?
- Вот завтра и будет видно, - ответил Тигр, легко касаясь плеча мальчика, как бы даря ему свою защиту по дороге домой.
Мальчик крепко обнял тигра и ушел.
Солнце уже садилось. Это был длинный и полезный день. Тигр и сам стал думать о своих поступках, о плохих и хороших. Не было смысла считать их – всё отражалось на шкуре. Придя к выводу, что пока в его жизни всё в норме, зверь стал устраиваться на ночлег. В голове пробегали тысячи мыслей, увлекая в сладкую дрему, и на самом краю сна Тигр увидел, как на его теле стало на одну черную полоску меньше.